Как можно подать документы для регистрации ИП
Следующим этапом пошаговой инструкции, как создать ИП самостоятельно, является подача документов. В 2023 г. будущим бизнесменам доступно несколько способов подачи, которые делятся на электронные и традиционные.
Традиционные способы подачи документов в ФНС
К традиционным относят те варианты обращения в ФНС, при которых документы подаются в распечатанной форме непосредственно в инспекцию:
- Лично отнести документы в регистрирующую налоговую инспекцию
- Отправить пакет документов почтой
- Подать документы через представителя с нотариальной доверенностью
Недостатками этих вариантов является необходимость уплаты госпошлины 800 рублей и формальные неудобства: приходится ехать в регистрирующую инспекцию, подстраиваться под ее график, ждать в очереди.
Регистрирующая ИФНС - это не любое отделение налоговой. Как правило, только одна инспекция в регионе осуществляет регистрацию и работу с индивидуальными предпринимателями. Например, в Москве регистрирующая ИФНС одна на всю столицу, а в маленьких городах такой функцией наделяют региональные ИФНС. В других отделениях документы не примут!
Также, стоит учесть, что регистрация ИП осуществляется по прописке предпринимателя. Если вы зарегистрированы в городе, отличном от региона ведения деятельности, придется обращаться в инспекцию по прописке.

Электронные способы подачи
В 2023 г. при выборе электронного способа подачи документов индивидуальный предприниматель освобождается от необходимости уплаты госпошлины. К таким способам подачи относятся следующие способы:
- Подача через онлайн сервис. Полностью автоматизированный вариант подачи данных в налоговую, при котором вы не тратите время на подготовку заявления, не посещаете ИФНС лично, не платите госпошлину и можете открыть ИП самостоятельно всего за 1 день.
- Подача через сайт Налог.ру. Доступна только для граждан, у которых есть своя цифровая подпись и все необходимое для работы с ней (токен с сертификатом, программа КриптоПро, подходящий браузер и пр.)
- Подача через Госуслуги. Также, как и в предыдущем способе, доступна только физ.лицам с цифровой подписью.
- Подача через МФЦ. Способ относится к электронным только потому, что сотрудники центров отправляют данные в ИФНС в электронном виде по каналам межведомственного взаимодействия. В остальном метод неудобен: нужно записываться на прием за несколько дней или тратить немало времени в очереди.
- Подача через нотариуса. Существует платная услуга, позволяющая отправить документы на регистрацию ИП с помощью ЭЦП нотариуса. Стоимость достаточно высокая, и затраты времени не оправданы: к нотариусу также придется записываться заранее и ждать в очереди.
Исходя из финансовых расходов и затрат времени, онлайн-подача заявления на регистрацию ИП является оптимальным вариантом. К тому же, это единственный метод постановки на учет, при котором рассмотрение заявлений осуществляется за 1 день. В остальных способах ФНС регистрирует индивидуальных предпринимателей за 3 рабочих дня.
Онлайн-регистрация ИП через сайт ФНС и через Госуслуги
Чтобы открыть ИП онлайн через официальный сайт ФНС или портал «Госуслуги», необходимо действовать по следующему алгоритму:
- Подготовьте необходимые документы и соберите сведения:
- отсканируйте документ, удостоверяющий личность;
- выберите систему налогообложения;
- выберите коды ОКВЭД 2.
- Убедитесь, что нет оснований для отказа в регистрации. К примеру, согласно ч. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ в регистрации откажут, если гражданин уже зарегистрирован в качестве предпринимателя либо с момента признания его банкротом прошло меньше 12 месяцев.
- Подайте документы. Чтобы зарегистрировать ИП онлайн через сайт ФНС:
- откройте официальный сайт налоговой;
- авторизуйтесь; войти в систему можно с помощью учетных данных для сервиса «Госуслуги»;
- последовательно перейдите в разделы «Карта сайта», «Помощь», «Электронные сервисы», «Государственная регистрация юридических лиц и ИП», «ИП», «Регистрируем физическое лицо в качестве ИП»;
- кликните по иконке «Заполнить новое заявление» и подтвердите свое согласие на обработку персональных данных.
- откройте страницу сервиса или приложение «Госуслуги»;
- авторизуйтесь; ваша учетная запись должна быть подтвержденной;
- последовательно перейдите в разделы «Услуги», «Регистрация юридических лиц и предпринимателей», «Государственная регистрация физического лица в качестве ИП»;
- кликните по иконке «Получить услугу» и подтвердите свое согласие на обработку персональных данных.
- Как при регистрации ИП онлайн на сайте ФНС, так при работе на портале «Госуслуги» выберите из предложенных видов заявлений форму Р21001.
- Заполните заявление (введите данные в открытые окна) с использованием электронной подписи. Прикрепите к нему скан документа, удостоверяющего личность.
Если же вы регистрируете ИП через Госуслуги:
Узнайте больше из специального материала о порядке уплаты государственной пошлины при регистрации ИП.
- Убедитесь, что заявление отправлено. В личном кабинете появится уведомление о том, что заявление принято к рассмотрению.
- Подождите три рабочих дня. Они отсчитываются с момента получения документов ФНС (ч. 3 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).
- Если оснований для отказа в регистрации нет, получите лист записи ЕГРИП (форма Р60009). Документ будет направлен по адресу электронной почты, указанному в заявлении (если вы воспользовались электронной подписью), либо придется прийти за ним в ФНС.
В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе справочная информация «Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей». Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно. Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Если ИП становится работодателем, то он должен в установленном порядке зарегистрироваться в ФСС.
Открытие и оформление ИП в Сбербанке
Сбербанк России является крупнейшей в стране финансово-кредитной организацией, предлагающей предпринимателям зарегистрировать свое дело дистанционно, быстро и без вложений.
Сегодня в стране несколько десятков посреднических фирм, предлагающих такие услуги за деньги.
Отличие от них Сбербанка заключается в том, что услуга предоставляется бесплатно и по дистанционным каналам.
Пользуясь услугами финансовой организации, клиент экономит свое время. В банковской организации можно не только открыть ИП, но и оформить РКО, взять кредит на бизнес.
Финансовое учреждение предлагает пользователям множество бесплатных сервисов, специальных предложений, бонусных программ и акций.
Клиенты банка, зарегистрировавшие бизнес, могут принимать участие в торгах, проводимых на электронных торговых площадках.
В банковской организации можно получить электронную цифровую подпись (ЭЦП), позволяющую принять участие в торгах.
Клиенты банка, открывшие специальный счет, могут участвовать в тендере госзакупок. Финансовое учреждение оформляет банковскую гарантию клиентам, нуждающимся в ней.
Пошаговое руководство открытия ИП через Сбербанк
Для получения статуса предпринимателя, клиенту нужно зайти на официальный сайт финансовой организации. Разберем процедуру открытия ИП через Сбербанк пошагово.
Для регистрации ИП на сайте Сбербанка клиенту следует сделать следующее:
1. Выбрать раздел «Регистрация бизнеса».
2. Указать персональные данные:
- гражданство и полное имя (ФИО);
- место и дату рождения;
- пол.
3. Указать данные паспорта:
- серию, номер, дату выдачи;
- кем выдан документ и код подразделения.
4. Указать контактные данные:
- номер мобильного телефона;
- электронный адрес;
- ИНН.
5. Выбрать вид деятельности, связанный с работой, и систему налогообложения.
6. Загрузить сканкопии паспорта и идентификационного номера налогоплательщика.
7. Скачать и распечатать сформированные системой необходимые документы. Сервис подскажет клиенту, в какое именно налоговое отделение ему нужно обратиться.
8. Оформить РКО.
При открытии индивидуального предпринимательства, как правило, нужно заполнить заявление на регистрацию ИП, и заявление на УСН, если предприниматель собирается по ней работать.
В налоговую службу следует представить квитанцию об уплате пошлины (стоит 800 ₽).
Клиентам Сбербанка, имеющим доступ в онлайн-банкинг, предлагается регистрация ИП на дочернем сервисе финучреждения – портале «Деловая среда».
Когда будут готовы документы
Срок рассмотрения заявления — 3 рабочих дня. Узнать, готовы ли документы, можно в межрайонной инспекции ФНС России № 46 или онлайн с помощью специального сервиса на сайте ФНС. Готовность документов, поданных через центры госуслуг «Мои документы», можно узнать на mos.ru.
Готовые документы вы можете получить по электронной почте, бумажным письмом по почте, а также в инспекции № 46 (лично или через представителя) — в зависимости от того, какой способ вы указали при подаче заявления. Если заявление подавали через центр госуслуг «Мои документы», готовые документы можете получить в том центре, в который вы обращались.
Если вы подали документы онлайн при помощи сервиса регистрации бизнеса на сайте ФНС и подписали их через приложение «Госключ» — срок ответа может сократиться до 1 рабочего дня.
Нужно ли сообщать в налоговую об изменениях личных регистрационных данных
Если вы сменили фамилию, регистрацию по месту жительства, паспорт, то сообщать об этом в налоговую инспекцию не нужно. Если же необходимо поменять другие данные в реестре (например, вы перестали заниматься одним видом экономической деятельности и начали заниматься другим), то об этом нужно сообщить в налоговую инспекцию. Подать документы нужно в течение семи рабочих дней с момента изменения сведений.
Для внесения изменений понадобятся:
- заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (форма № Р24001);
- копии документов, на основании которых будут внесены изменения.
Документы можно подать:
- лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности в межрайонную инспекцию ФНС России № 46. Записаться на прием можно онлайн на сайте ФНС;
- лично или через представителя по нотариально удостоверенной доверенности во флагманских центрах госуслуг «Мои документы» и во Дворце госуслуг;
- по почте с объявленной ценностью и описью вложения по адресу: 125373, город Москва, Походный проезд, дом 3, строение 2, межрайонная ИФНС России № 46 по городу Москве. (в пределах Москвы документы можно направить и получить также через DHL Express и Pony Express);
- онлайн с помощью специального сервиса на сайте ФНС. В таком случае вам понадобится квалифицированный сертификат ключа электронной подписи.